Официальная информация

Дальнейшее развитие семенного рынка, придание ему более цивилизованных форм с учетом требований производства и потребления выдвигает новые жесткие условия по регламентации всех звеньев этого процесса.

Одним из важных моментов торговли семенами является упаковка и маркировка товара. В настоящее время требования к этим параметрам установлены статьями государственных и отраслевых стандартов на семена.

Конкуренция на рынке семян, желание производителей и торговцев привлечь покупателя в последнее время значительно расширили спектр упаковочных материалов, тары и, соответственно, ее маркировки, которая во многих странах не отвечает даже минимальным установленным требованиям, вносит путаницу, вводит в заблуждение потребителя.

В связи с разработкой и установлением новой законодательной базы в сфере семеноводства, о которых мы рассказывали в предыдущих номерах газеты, предлагаем вниманию читателей проект инструкции

О порядке маркировки и упаковки семян.

Такой документ создается впервые в соответствии с решением Коллегии Минсельхозпрода России и входит в комплект нормативной базы, направленной на реализацию Закона о селекционных достижениях и проекта Закона о семенах.

При этом разработчиками данного проекта предпринята попытка в максимальной степени аккумулировать накопленный отечественный опыт, учесть достижения мировой практики, в нем заложены основные требования по упаковке и маркировке семян, предусмотренные рядом международных актов в этой области, в частности, Схемами сертификации семян, предназначенных для международной торговли и принятых Организацией экологического сотрудничества и развития (ОЕСД).

Важным положением проекта является более четкое разграничение условий упаковки и маркировки семян, реализуемых большими партиями насыпью, в контейнерах и другой крупногабаритной таре для оптовых покупателей, а также в расфасованном виде для розничной торговли. В целях установления различий семян по годам их размножения предлагается введение разноцветных ярлыков для оригинальных, элитных, репродуцированных и гибридных семян первого поколения. При этом устанавливаются требования к наносимой на них обязательной информации. К такой относится наименование культуры, название сорта, репродукция, номер партии, масса или количество семян, происхождение семян, номер фракции для калиброванных семян, наименование протравителя и пленкообразующего полимера (если таковые применялись), наименование и номер официального документа о качестве и некоторые другие.

Для семян, поступающих в розничную торговлю в мелкой упаковке, наиболее важными должны стать всхожесть семян, дата фасовки и год реализации, а также другие показатели.

При этом предлагается установить сроки реализации семян, упакованных в бумажные пакетики - 1 год, а в двойной упаковке с применением фольгированных материалов - 2 года. По истечении этих сроков семена должны быть выведены из торгового оборота и уничтожены или обезличены и повторно проверены на качество, перемаркированы и опечатаны, если они отвечают требованиям государственных стандартов.

Учитывая, что в настоящее время семена, поступающие в торговлю из-за рубежа, в подавляющем большинстве маркируются на иностранном языке, что создает известные трудности покупателям, предлагается информацию печатать только на русском языке. При этом не допускается размещение рекламных материалов, кроме зарегистрированного товарного знака организации.

В проекте инструкции учтены многие предложения, внесенные рядом государственных и коммерческих организаций и агрофирм. В то же время мы будем благодарны читателям за дополнения и замечания, которые просим направлять по адресу: 107139, Москва, Орликов переулок, 1/11, Государственной семенной инспекции Минсельхозпрода России.

Н.Я.Сидоренко,
заместитель председателя Государственной семенной инспекции
Министерства сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации